|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
55
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите,
покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и
молоко.
2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за
то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и
душа ваша да насладится туком.
3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа
ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя
не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого
Израилева, ибо Он прославил тебя.
6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да
обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он
многомилостив.
8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои
выше мыслей ваших.
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет
землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя
тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -
11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается
ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для
чего Я послал его.
12 Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы
будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и
это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
1-5.
Всеобщее призвание ко вступлению в новозаветную церковь чрез посредство
Мессии, Отрока Господня. 6-7. Необходимость нравственного возрождения,
как условие помилования Богом грешника и принятия последнего в церковь.
8-11. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова,
способная духовно переродить человека. 12-13. Радостная картина будущего
всеобщего возрождения.
Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы
видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала
открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит
естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается
внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и
понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание
в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54
следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее
утверждение и процветание Христовой церкви).
1 С 1-3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях
поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь
или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого
предмета ее.
Жаждущие! идите все к водам... В сухом и жарком климате Палестины (где
жил и действовал пророк Исаия), обычно страдающей от сильных засух и
недостатка влаги, образ чистого, холодного ключа и его освежающих вод
был особенно ясен и убедителен для всех. Но что это именно был только
образ, дававший представление о другой воде, - о "воде спасения" - это
видно из раннейших слов самого пророка Исаии: - "и в радости будете
почерпать воду из источников спасения" (12:3), или: "ибо Я изолью воды
на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое..." (44:3
ср. 41:17 и др.); и в особенности ясно из слов Господа Иисуса Христа,
который Свою известную проповедь о спасении, сказанную в праздник
Преполовения, начал с раскрытия того же самого образа: "кто жаждет, иди
ко Мне и пей" (Ин 7:37). А в другом месте, в беседе с женой самарянкой
Он поясняет, что эта "вода" - "которую Я дам, делается источником воды,
текущей в жизнь вечную" (Ин 4:14).
Примечание. В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от
ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса
Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе (Ин 7:38), и при этом молится
Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом
основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения
благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в
колодцах, - и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма
важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим
обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в
сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем
обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные
молитвы и священник окропляет нивы святою водою. Прим. ред.
Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра... Прекрасное и
сильное выражение мысли о всеобщем признании в новозаветную церковь, не
обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом,
никакими внешними преимуществами.
"Дары Святого Духа даются верующим туне (Мф 10:8), так как Господу не
нужны блага человека (Пс 15:2). Или как в др. месте, уже Новозаветное
Писание прекрасно говорит, что Бог "алчущих исполнил благ, и богатящихся
отпустил ни с чем" (Лк 1:53). Приемлемые человеком, они имеют для него
такое же значение, какое вино и молоко - для истощенного человеческого
организма, т. е. укрепляющее и питающее" (Комм. СПб. проф. - 845 с.).
2-3 стихи выражают одну и туже мысль - о превосходстве вечных, небесных
благ пред суетными и призрачными земными, - которая, сначала выражается
в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в
категорически-положительной форме (3 ст.).
2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не
насыщает?... Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью
Спасителя о "хлебе жизни" (Ин 6 гл.), мы получаем право сказать, что
пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия
высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном
спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также
сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной
праведности: "ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели
тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их -
смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу,
плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим 6:20-22).
Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо... Точнее, мысль пророка
должна быть передана в условной форме: "если послушаете Меня, то вкусите
благо". Самое приглашение "послушать" речи о спасении и истинном благе
очень близко напоминает подобные же воззвания Божественной Премудрости к
ее чадам (Притч 8:1, 6). О "вкушении же блага", как уделе праведного,
пророк говорил не раз и раньше, даже еще в первой половине своей книги
(1:19; 3:10. См. также и вперед 58:14). А что это "благо" имеет не
материальный, а духовный характер, это следует уже из одного того, что с
ним пророк все время связывает "жизнь души" (2-3 ст.).
3 И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Как
содержание данной главы, так и весь ход пророческих речей Исаии не
оставляет сомнения в том, что здесь идет речь о "Новом Завете", т. е. о
христианской церкви, с которой Господь вступил в союз, как жених с
невестою. Ветхого Завета нельзя видеть здесь и потому, что пророк еще в
первой половине книги не сказал об его прекращении и уничтожении грехами
людей (24:5). Но, конечно, в силу внутреннего сродства идеальных черт
ветхозаветного союза с новозаветным, последний справедливо может быть
назван восстановлением, или точнее - дополнением первого. В этом смысле
вполне понятным становится и упоминание о мессианских обетованиях,
данных Богом Давиду (2 Цар 7:14-16), поскольку последние имели не
столько исторический, сколько прообразовательно-пророческий смысл, т. е.
относились или к Лицу Самого Мессии, или к Его эпохе.
4 Вот, я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником...
Основываясь на ближайшей грамматической связи, многие из
рационалистически настроенных экзегетов, под словом "его" разумеют не
Мессию, а Давида, о котором только что говорилось (Гезениус, Эвальд,
Кнобель, Чейн и др.). Но, по мнению очень многих других толкователей,
здесь вовсе нет надобности рабски следовать грамматике, в явный ущерб
здравому смыслу, так как более, чем рискованно личность исторического
Давида признать свидетелем для современников пророка Исаии их
наставником и вождем; и не только для современников, но и для их
отдаленнейших потомков, так как речь пророка имеет в виду, главным
образом последних (Витринг, Розенмюллер, Умбрейт, Орелли, The Pulp. Com.
и др.). Мессия здесь назван "свидетелей", совершенно согласно со словами
Самого Христа, Который говорил: "Я на то родился и на то пришел в мир,
чтобы свидетельствовать об истине" (Ин 18:37). Неоднократно также Мессия
- этот возлюбленный Отрок Господень, выставляется вселенским учителем,
вождем и повелителем народов, как у Самого пророка Исаии, так и у других
пророков (42:6; 43:9, 12; 44:8; 49:1-2; 51:4; Иер 30:9; Иез 34:23-24; и
др.).
5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал... Едва ли справедливо,
как это делает, напр., Якимов и некоторые др. комментаторы, находить и
здесь указание на Мессию и призвание Им народов в новозаветную церковь.
Недопустимость такого взгляда обусловливается последующим контекстом,
где говорится, что призвавший народ раньше совершенно не знал его; а
этого, разумеется, нельзя сказать про Мессию, так как это противоречило
бы Его Божественному всеведению. Почему правильнее видеть здесь указание
на народ израильский, который, хотя сам в большой своей массе и не знал
Христа, но других-то привел, или призвал к Нему. Виновниками такого
неожиданного, в известном смысле, даже чудесного результата были лучшие
представители исторического Израиля - его пророки и вожди, и наконец,
Сам Обетованный Мессия - Святый Израилев. Все эти мысли мы встречаем у
пророка Исаии и еще не раз (49:7, 23; 60:3, 10, 16; 62:2 и др.).
6-7 Содержат в себе указание тех условий, которым должны удовлетворять
все, призываемые в новозаветную церковь. Они должны "искать Бога" и
"призывать Его", тем более, что Он от каждого из нас, деятельно ищущего
Его, бывает всегда близко (ср. Деян 17:27). Затем - и это самое важное -
ищущие входа в Мессианское царство должны радикально переменить не
только характер своей жизни и деятельности (да оставит нечестивый путь
свой...), но и самый образ своих мыслей (и беззаконник - помыслы
свои...) Нетрудно видеть, как близко все это напоминает основной мотив
первой новозаветной проповеди - Предтечи Господня Иоанна Крестителя:
"покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите же достойный
плод покаяния!" (Мф 3:2, 8).
8-9 Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе
Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст
слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих
четырех стихов можно передать такими словами: "Ваши намерения и
поступки, - говорит Господь людям, - отстоят от Моих, как небо от земли:
поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и
слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено
характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной
своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то
слово - о спасении грешников, при условии их покаяния, - о котором
только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться
соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного
человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф 10:6; 18:11;
Лк 9:56). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно
отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных
определений встречалась у него и в начальных главах (Ис 7:7; 8:10). В
переносном смысле, под словом Господним и которые разумеют Ипостасное
Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца (Ин 1:1; 17:4).
10-11-12-13 Заключительные стихи главы говорят о плодах искупления,
рисуя их широкими штрихами, в яркой картине. Плоды эти непосредственно
отразятся на людях, которые с весельем сердца выйдут из своего духовного
плена - рабства греха и дьявола (Ин 8:31-32); но они же коснутся и всей
остальной природы, поскольку она разделяет вместе с человеком, как
печальную, так и радостную его участь (Быт 3:18; Рим 8:19-22). Любовь
пророка Исаии говорить подобными образами и сравнениями доказывается и
многими другими местами его книги (5:25; 13:2; 14:25; 30:17; 35:2; 44:2;
49:13 и др.).