|  | 
|  | 

Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
		
		
Глава 
		22
		1 Пророчество о долине видения. - Что с тобою, что ты весь взошел на 
		кровли? 
		2 Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечом 
		убиты и не в битве умерли; 
		3 все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные 
		у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. 
		4 Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь 
		утешать меня в разорении дочери народа моего. 
		5 Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от 
		Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. 
		6 И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает 
		щит. 
		7 И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились 
		против ворот, 
		8 и снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас 
		оружия в доме кедровом. 
		9 Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете 
		воды в нижнем пруде; 
		10 и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить 
		стену; 
		11 и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на 
		Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна 
		определил это. 
		12 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и 
		сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 
		13 Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и 
		пьют вино: `будем есть и пить, ибо завтра умрем!' 
		14 И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, 
		доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. 
		15 Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, 
		к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]: 
		16 что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе 
		гробницу? - Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале 
		жилище себе. 
		17 Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет 
		тебя в ком; 
		18 свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там 
		ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома 
		господина твоего. 
		19 И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. 
		20 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, 
		21 и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою 
		передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома 
		Иудина. 
		22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не 
		запрет; запрет он, и никто не отворит. 
		23 И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище 
		славы для дома отца своего. 
		24 И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей 
		домашней утвари до последних музыкальных орудий. 
		25 В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в 
		твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, 
		которая на нем: ибо Господь говорит.
1-14. 
		Пророчество об Иерусалиме. 15-25. Пророчество о царедворцах Севне и 
		Елиакиме.
		
		1 1-14. Пророк возвещает Иерусалиму грозный суд Божий. Город некому 
		охранять - иудейская армия разбита и враги угрожают уже столице 
		Иудейского царства. Жители Иерусалима, однако, организуют защиту города, 
		не желая обратиться за помощью к Всевышнему, Который, собственно, и 
		послал на них это грозное испытание. Другие же совершенно отчаялись во 
		всяком спасении и проводят время в безумных пиршествах. Это ожесточение 
		иудеев не будет им прощено Господом!
		
		Долина видения. Как видно из 9 и 10 ст., здесь пророк имеет в виду 
		Иерусалим. Долиной (точнее: котловиной) он назван потому, что окружен 
		высокими горами (Пс 124:2; ср. Иер 21:13).
		
		Видения. Это слово обозначает Иерусалим как место, где пророк имел 
		видения или откровения от Бога.
		
		Взошел на кровли. Очевидно, в то время, какое имеет в виду пророк, на 
		ближайших к Иерусалиму горах уже показывались отряды вражеских войск 
		(ассирийских), направлявшиеся в южную Иудею (4 Цар 18:13, 14).
		
		2-3 Ликующий - в переводе с евр. : "полный безумного вопля". Это 
		указывает на панику, охватившую жителей Иерусалима.
		
		Не в битве умерли, т. е. не легли с честью на поле брани, но, как видно 
		из 3-го стиха, бежали с поля битвы и были захвачены врагами, которые и 
		предали их жестокой казни.
		
		Стрелками - в переводе с евр. : "без помощи лука", т. е. врагам не 
		пришлось даже, при взятии бежавших иудеев, употреблять в дело оружие - 
		так те были поражены ужасом!
		
		Найденные - правильнее переводить, как и у LXX, "воины твои". [В 
		Cлавянском переводе 22:3 - Вси князи твои побегоша, и плененнии жестo'це 
		суть связаня, и крепции в тебе далече отбежаша. Прим. ред. ]
		
		4-5 Дочь народа моего, т. е. мои соотечественники, жители разных городов 
		Иудеи.
		
		Ломают стену - по всей вероятности, сами жители Иерусалима, для того, 
		чтобы, по местам, возвести новые стены, взамен обветшавших.
		
		На горы - по чтению Condamin'a - на гору. Стена Иерусалимская тянулась 
		под горой, на которой стоял храм. Теперь крики работающих внизу города 
		так громки, что достигают до вершины Сионской горы и мешают отправлению 
		богослужения в храме.
		
		6 Елам - жители Ассирийской области см. 21:3.
		
		Кир - также область, принадлежавшая Ассирийскому царству (ср. Ам 1:5; 
		9:7), а не Армянская область на р. Кире, потому что Кавказ и Армения не 
		были подвластны Ассирии.
		
		Обнажает щит - вынимает его из особого чехла (ср. Цезаря de bello gall. 
		II, 21).
		
		7-8 Покров Иудеи - прикрытия, ограждения, защищавшие Иерусалим, 
		крепости, в которых находились еврейские гарнизоны (2 Пар 17:12; 27:4).
		
		И ты - Иерусалим.
		
		Дом кедровый - цейхауз или арсенал, где хранилось оружие еще со времен 
		Давида (3 Цар 2 и сл. 10:17).
		
		9-10-11 Но - правильнее: и.
		
		Вы видите - т. е. обращаете особенное внимание на непорядки в охране 
		города, тогда как - говорит пророк далее - не это должно бы более всего 
		вас озабочивать, а другое - именно испрошение себе прощения и защиты у 
		Господа.
		
		Город Давидов - Сионская крепость, находившаяся на южном склоне 
		восточного холма Сионской горы.
		
		Нижний пруд. Положение Иерусалима было очень выгодное в общем, но 
		недостаток в воде представлял собою большое неудобство. В настоящее 
		время около Иерусалима имеется только один источник - Геон (3 Цар 1:33), 
		называемый источником Марии, но он находится на Кедронской долине, за 
		стенами города. Вода его уже давно посредством подземного канала была 
		проведена внутрь стен, в Силоамский пруд (ср. Ин 9 гл.). Иначе городу 
		пришлось бы пользоваться только дождевой водой, которая и хранилась 
		постоянно в особых бассейнах. Кроме этого пруда, который, по своему 
		местоположению назывался верхним (Ис 7:3), существовал в Иерусалиме еще 
		пруд, называемый теперь Султанским. Этот пруд теперь представляет собою 
		огромный резервуар, в 245 ф. ширины в своей верхней и 275 ф. - в нижней 
		части. Длина его 592 ф., а глубина около 40 ф. Летом дно пруда служит 
		отличным гумном, так как трава, весною покрывающая его каменистую 
		поверхность, бывает совершенно спалена солнцем. Воды в нем почти никогда 
		не бывает, но в древние времена он, несомненно, содержал в себе около 
		миллиона ведер воды. Этот Султанский пруд находится за городскою стеною.
		
		Некоторые (напр., Робинзон) считают этот пруд тем нижним прудом, о 
		котором в 9 ст. говорит Исаия, но это едва ли вероятно. По словам Исаии, 
		осажденные иерусалимляне собирают воду для себя, след., в таком месте, 
		которое находилось в пределах городских стен, между тем Султанский пруд 
		находится за стеною Иерусалима. Поэтому правильнее под нижним прудом 
		разуметь так называемый пруд Езекии, лежащий между первою и второю 
		стеною. В этот пруд, который в 11 ст. пророк называет хранилищем для вод 
		старого пруда, действительно стекала вода из верхнего или старого пруда 
		Силоамского. Пруд этот находится на западной стороне Иерусалима, тогда 
		как верхний - на восточной.
		
		Отмечаете... разрушаете - для добывания кирпичей и камней, необходимых 
		для починки стен.
		
		12-14 Плакать... Об обычаях, какие соблюдались кающимися, см. Ис 3:25.
		
		Будем есть - слова, полные отчаяния и невозможные в успехе человека, 
		хотя еще сколько-нибудь сохранившего веру в Господа. Если иудеи, однако, 
		говорят это, то, значит, они утратили окончательно веру в Бога (ср. 1 
		Кор 15:32) и непременно подлежат казни от руки Всевышнего.
		
		15-25. Министру двора царя Езекии, Севне, пророк возвещает пленение в 
		Месопотамии. На место Севны будет назначен богобоязненный муж Елиаким, 
		который будет опорою для царя и для своего собственного семейства.
		
		Этому - выражение с опенком презрения.
		
		Начальнику дворца - т. е. к министру двора, самому ближайшему к царю 
		человеку (Ис 36:3; 37:2; ср. 3 Цар 4:6; 8:3 и 2 Пар 26:21).
		
		16 Севна, как заключают некоторые на основании его имени - не 
		еврейского, - был чужестранец и ему не подобало устраивать себе гробницу 
		в скалах близ Иерусалима, где, может быть, находились гробницы царей (к 
		западу от Иерусалима).
		
		17-19 Как бросает сильный человек - в переводе с евр. "без жалости, о 
		сильный человек!..." Здесь ирония по отношению к Севне, который считал 
		себя особенно сильным и прочным на своем важном месте.
		
		Как меч - правильнее читать: "как мяч".
		
		Земля обширная - вероятно, Месопотамия.
		
		Колесницы. После упоминания о смерти странно как-то упоминание об 
		имуществе Севны. Поэтому очень вероятно предположение Condamin'a, что 
		здесь в евр. тексте первоначально было поставлено слово chever - гроб (в 
		настоящем же тексте стоит слово rechev - колесница). В таком случае 
		вторую половину 18-го стиха можно перевести так: "там ты умрешь, там 
		будет твоя великолепная (ирония!) гробница, о стыд дома твоего 
		господина!"
		
		20-21-22-23-24 20-24. Елиаким (ср. 36:3; 37:2). Из того, что пророк 
		называет Елиакима рабом Божиим, видно, что это был человек 
		богобоязненный и, вероятно, друг пророка.
		
		Одежда и пояс - знаки его высокого служения.
		
		Будет отцом - будет заботиться об истинном благе народа, тогда как Севна 
		более заботился о себе (изрытие гробницы).
		
		Ключи - символ власти, в силу которой он один имея право допускать к 
		царю просителей (слова эти послужили основанием для образа, 
		встречающегося и в Новом Завете (ср. Мф 16:19 и Откр 3:7)).
		
		Как гвоздь. Это выражение объяснено в 24 ст.
		
		Седалище славы, т, е. он прославит всю свою фамилию и откроет ей доступ 
		к важным должностям.
		
		Всей домашней утвари - в переводе с евр. : всех малых сосудов, начиная с 
		кубков и кончая широкими чашами,
		
		25 В тот день... Это заключение опять говорит об участи Севны.
		
		Даже самые строгие критики не усматривают каких-либо серьезных оснований 
		для того, чтобы сомневаться в подлинности всего пророчества 22-й главы. 
		Только один 25-й стих, не входящий в ряд строф, считается прибавкой, 
		сделанною в позднейшее время. Это касается времени происхождения первой 
		половины главы, то большинство критиков относит ее ко времени качала 
		завоевания Палестины ассирийским царем Сеннахиримом. Из книг 
		исторических (4 Цар 20:20; 2 Пар 32:23, 30) мы видим, что Езекия, ввиду 
		нашествия Сеннахирима, заботился о водоснабжении своего столичного 
		города и в кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова содержится похвала ему 
		за устройство бассейна (Сир 48:19). Эти гидравлические сооружения (ср. 
		Толк. Библ. т. 2), упоминаемые и в книгах исторических и у Исаии во 22-й 
		гл., дают основание думать, что наше пророчество было произнесено около 
		701-го г. Пророчество же о Севне и Елиакиме произнесено несколько ранее 
		701-го г., как единодушно заявляют критики книги Исаии. В самом деле, 
		еще до нашествия Сеннахирима, которое случилось в 701 г., Елиаким уже 
		занимал место Севны (см. Ис 36:3; 37:2), который низведен был на место 
		секретаря. Строфы пророчества располагаются в таком порядке:
		
		1-я строфа_ст. 1-3_(2, 3)
		
		2-я строфа_ст. 4-5_(2, 3)
		
		3-я строфа_ст. 6-7 и 8а)_
		
		1-я строфа_ст. 8б)-11_(2, 3)
		
		2-я строфа_ст. 12-14_(2, 3)
		
		1-я строфа_ст. 15-19_(3, 2, 2)
		
		2-я строфа_ст. 20-24_(2, 2, 3)
