Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова / Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина
Оглавление Толковой Библии под редакцией А.П.Лопухина



Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51


Глава 20
1 Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда.
2 Как хорошо обличенному показать раскаяние!
3 Ибо он избежит вольного греха.
4 Что - пожелание евнуха растлить девицу, то - производящий суд с натяжкою.
5 Иной молчит - и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость.
6 Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время.
7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени.
8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден.
9 Бывает успех человеку ко злу, а находка - в потерю.
10 Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние.
11 Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову.
12 Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше.
13 Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся напрасными.
14 Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного много глаз для принятия.
15 Немного даст он, а попрекать будет много, и раскроет уста свои, как глашатай. Ныне он в заем дает, а завтра потребует назад: ненавистен такой человек Господу и людям.
16 Глупый говорит: "нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком".
17 Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!
18 Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак скоро придет падение злых.
19 Неприятный человек - безвременная басня; она всегда будет на устах невежд.
20 Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время.
21 Иной удерживается от греха скудостью, и в этом воздержании он не будет сокрушаться.
22 Иной губит душу свою по робости, и губит ее из лицеприятия к безумному.
23 Иной из-за стыда дает обещания другу, и без причины наживает в нем себе врага.
24 Злой порок в человеке - ложь; в устах невежд она - всегда.
25 Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель.
26 Поведение лживого человека - бесчестно, и позор его всегда с ним.
27 Мудрый в словах возвысит себя, и человек разумный понравится вельможам.
28 Возделывающий землю увеличит свой стог, и угождающий вельможам получит помилование в случае неправды.
29 Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения.
30 Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих?
31 Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость.






Полезнее открытое обличение нежели скрытый гнев. Противоестественен суд с кривдою. Бывает и молчание мудрым, и говорение глупым. Не всякий успех к добру, не всякое приобретение на пользу. Не всякое уничижение бесславно. Даяние безумного окупится дорогою ценою. Мудрец удержится от греха и не постыдится быть добродетельным.

4. Стремление кривды побороть на суде правду так же противоестественно, как противоестественно гнусное намерение евнуха в отношении девицы.

9-10. Все зависит от того, как в данном случае воспользуется человек своим успехом и находкой, — ко благу ли для себя и ближних, или ко злу.

11-12. Бывает уничижение сменяющееся для человека славою; и бывает так, что слава значительно превосходит собою уничижение.

14-17. Благодеяния неразумного не всегда служат в утешение облагодетельствованному, так как неразумный благодетель любит разглашать о сделанном им благодеянии и требовать от облагодетельствованного им человека громкой благодарности и скорого возмещения за оказанную помощь.

18. Поясняется 19–20 стихами. Все хорошо в свое время. И мудрое слово полезно тогда, когда оно уместно. Неразумный человек не понимает этого, и за свое непонимание подвергается уничижению.

22. По робости стать открыто на сторону добра; из лицеприятия к безумному, т. е., потворствуя нечестивцу.

23. Иной из-за стыда, по одной ложной деликатности, дает обещания другу, и, почему-либо не исполнив их, без надобности наживает в нем себе врага .

29. И, как бы узда в устах, отвращают обличения , т. е. препятствуют произнести требуемое обличение. — Так бывает, но так не должно быть.