|
|
К Римлянам
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по
рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную
праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив
будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто
взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце
твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем
твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко
спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у
всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о
Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как
прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи!
кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел
голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я
возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не
вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу
непослушному и упорному.
Цель
закона - Христос (1-4). Спасение по благодати (5-11). Израиль сам
виноват в своем отвержении (12-21).
1-4 Апостол начинает теперь развивать и углублять мысль, высказанную в
30-33 стихах IX-й главы. Израиль, ослепленный своею собственною мыслию о
достижении праведности, не понял, что целью, к которой вел евреев закон,
был Христос и принесенная Им праведность от веры.
1 Желание - правильнее: благожелание (eudokia).
3 Поставить, т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. 3:31; Евр 10:9). -
Собственную праведность, т. е. такую, какая могла бы получиться
вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. Флп
3:9 и Рим 1:17). - Праведности Божией, т. е. божественному порядку
жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру.
4 Потому что... Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу
происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой
свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред
нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она
каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы
служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться
через веру в него. - Таким образом, выражение конец закона правильнее
заменить другим выражением: цель закона, как понимали это место и другие
толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует
и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (teloV nomou). Но каким
образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В
законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим
Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным
опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот
идеал своими силами (Рим 3:20). Поэтому явился Христос, Который и
осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос
- цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего
назначения, когда один человек осуществил его предписания, - закон дан
для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на
всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в
полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому
что окончательно осуществляет цель закона - оправдание человека.
5-13 Сам Законодатель, Моисей, признавал недостижимым делом - получение
праведности, потому что для этого человек должен был исполнить все
многообразные предписания закона. Между тем, получение оправдания
теперь, с пришествием Христа, представляется вполне возможным, потому
что оно требует от человека только твердой веры во Христа.
5 Желая показать неразумие иудеев, с упорством стоявших за прежний
способ оправдания - через исполнение закона, Апостол говорит, что сам
Моисей считал такой путь не ведущим к цели, так как, по его заявлению,
жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который
исполнит все, без исключения, предписания закона (Лев 18:5). А что такое
исполнение непосильно ни для кого из смертных - это было уже показано
Апостолом в послании к Рим гл. III, ст. 4-20.
6-7 Напротив, праведность от веры, выступающая в настоящее время в
качестве спасительницы человека, говорит так: "не говори..." Апостол,
хорошо сознавая, что Моисей еще не мог говорить того, что говорит теперь
праведность от веры, тем не менее пользуется его словами для выражения
своей собственной мысли, относящейся к современному ему положению вещей.
Моисей (Втор 29:1-30, 10) вовсе не утверждал, что исполнение закона -
легкое дело, а говорил только, что Израиль не может оправдывать свои
преступления незнанием закона. Он указывал на то, что Израилю нет
надобности дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог,
или посылать за море, к какому-нибудь чужому народу, где, может быть,
известно что о воле Божией; к Израилю Бог уже говорил Сам в законе, Сам
объявил ему Свою волю (Втор 6:6-9, 20-25; Втор 30:12 и сл.). Апостол же
употребляет выражения Моисея в другом смысле. Он говорит, что
спрашивающий: "кто взойдет на небо?" этим самым "сводит с неба Христа".
Выражение "то-есть" обозначает мнение или взгляд, намерение, с каким
задается вопрос. Неверующий во Христа иудей, которого здесь имеет в виду
Апостол, полагает, что Мессия еще не явился, но явится впоследствии,
может быть, с неба, а может быть - из преисподней (бездна здесь
употребляется в смысле преисподней, ср. Лк 8:31; Откр 11:7; 20:1, 3). Но
говорить так - значит повторять то же преступление, какое делали и
древние евреи, не видевшие в законе вполне достаточного разъяснения воли
Божией.
8 Но что говорит Писание? По лучшим кодексам читается: "но что говорит?"
(т. е. эта праведность от веры). Здесь праведность от веры дает уже
положительное разъяснение дела. Апостол, впрочем, и здесь облекает свой
ответ в форму речи Моисея (Втор 30:14): "близко к тебе слово, в устах
твоих и в сердце твоем". Но Апостол, вместо того, чтобы сказать, что
Мессия уже явился и жил на земле и этим выяснить, насколько и для
неверующих иудеев "близко слово", говорит, в пояснение этой близости, о
том, что уже раздается проповедь апостолов о пришедшем Мессии (ср. 1:3).
Это делает он ввиду того, что Христос для неверующих иудеев ничем не
отличается от других людей, которые умерли и пребывают в преисподней. На
земле же Он для них является в слове проповеди, которая раздается из уст
апостолов. И эта проповедь есть слово веры в противоположность закону
дел (ср. 3:27; Гал 3:2). Она возвещает о совершившемся искуплении, для
восприятия которого не требуется ничего, кроме веры, тогда как закон
всегда требовал дел от самого человека. И это слово веры несравненно
ближе для слушателей, чем учение закона Моисеева, потому что путь от
слышания проповеди апостольской к вере и исповеданию гораздо ближе, чем
путь от слышания заповедей закона Моисеева к их всецелому исполнению.
9 Это последнее слово праведности от веры, с которым она теперь
обращается к неверующему иудею. Так как речь и здесь обращена к
неверующему иудею, то Апостол особенно подчеркивает необходимость веры в
воскресение Христа (ср. Деян 1:22; 2:32; 3:13-15).
10 Здесь уже говорит сам Апостол, разъясняющий вышеприведенное
требование, какое высказано устами праведности от веры. Он различает
здесь праведность или оправдание, получаемое при вступлении в Церковь
Христову, и окончательное спасение, какое будет дано верующим при втором
пришествии Христа на землю. Первое достигается только сердечным,
искренним принятием Евангелия (сердцем), а второе продолжающимся в
течение всей жизни христианина твердым исповеданием Христа пред Его
врагами (ср. Мф 10:32; 2Кор. 4:13).
11-13 И Ветхий Завет устами пророков (Ис 28:16 и Иоил 2:32) выражал
убеждение в том, что окончательное спасение все люди получат только
через веру и молитву, с которою нужно обращаться к Единому Господу всех
- Иисусу Христу, Который, как сказано выше, есть благословенный Бог
(9:5).
12 Один Господь - это Господь Иисус Христос, Спаситель всех людей,
которые Его призывают (Иоанн Злат.). - Богатый - конечно, благодатью и
спасением (ср. 5:15; 11:33; 2Кор. 13:13). - Призывающих Его. Как видно
из последующего, Апостол не делает никакого различия между призыванием
Христа и призыванием Бога.
13 То, что говорит Иоил о Боге (Иоил 2:32, по греч. тексту LXX), Апостол
относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по
апостолу, мессианское значение.
14-21 Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно
было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или
вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело
полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что
проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи
оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего:
собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это
неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль,
очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в
своем отвержении.
17 От слова Божия, т. е. от повеления Божественного (Лк 3:2; Евр 11:3).
18 В Пс XVIII (ст. 5) говорится прежде всего об откровении Божием в
природе, но Апостол имел полное основание приложить эти слова и к
откровениям Божиим вообще, след., и к новозаветной проповеди о спасении.
19 Разве Израиль не знал? т. е. "разве евреи в самом деле не поняли
проповеди о спасении чрез веру?" Ответ на этот вопрос должны дать сами
читатели, и этот ответ ясен: да, они не поняли Евангелия! Язычники
поняли, а евреи - нет, и в этом сбылось предсказание Моисея (Втор
32:21).
20-21 Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они - народ
непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об
этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы
народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.