|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 72
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,
-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются
ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд,
одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: `как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?'
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в
невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: `буду рассуждать так', - то я виновен был бы
пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их,
уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть
моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого
отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование
мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни
этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и
падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания
псалма, так и для некоторых частных его положений (3, 4, 6, 19).
Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде
благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются
высокомерными, дерзкими (1-9). Вслед за ними идет и народ, который
доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10-13). Я тоже испытывал
колебание - для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди
этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14-15).
Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро
падение таких нечестивцев (16-20). Мои колебания были выражением моего
невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему
истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него - погибнут (21-28).
1. Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и
тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.
6. Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются
результатом их внешнего преуспевания.
7. "Бродят помыслы в сердце" - они свободно отдаются своим влечениям, не
заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли
Божией.
9. "Поднимают к небесам уста свои" - высокомерно смотрят на Заповеди
Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога
проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного
законодателя.
11. Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает
подражания среди народа. Последний тоже начинает "пить полной чашей",
отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до
сомнения: "как узнает Бог?" и "есть ли ведение у Вышнего?" т. е.,
находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли
справедливость на земле?
13-15. "Очищать сердце, омывать в невинности руки, подвергать себя ранам
и обличениям" - значит зорко следить не только за своими поступками, но
и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности
требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что
причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим
влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред
писателем вопрос - есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили
его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в
других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность
того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его
"виновным пред родом сынов Твоих", т. е. пред евреями, которых Господь
любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения
свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и
любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь
права.
16-17. Колебания автора разрешились "во святилище". Вероятно здесь
разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и
когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.
18-20. Писатель в своих наблюдениях над действительностью был
односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия
нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они
гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.
25. "Кто мне на небе?" Что мне может дать небо, если я не буду там с
Богом? - "И с тобою ничего не хочу на земле" - кроме Тебя ничего иного
не хочу на земле. Смысл всего выражения - кроме Бога писатель не желает
иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может
дать ему удовлетворения.
27:-28. Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо -
приближаться к Нему. Тогда человек получает "часть во век" (26), т. е.
вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или -
вечную жизнь.