|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
14
1 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что
уверовало великое множество Иудеев и Еллинов.
2 А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца
язычников.
3 Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе,
Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их
знамения и чудеса.
4 Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а
другие на стороне Апостолов.
5 Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них,
чтобы посрамить и побить их камнями,
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в
окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от
чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что
он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа:
стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря
по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он
начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к
воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить
жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и,
бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и
благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому,
Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая
нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием
сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти
каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили,
19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело
проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят
ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и
вытащили за город, почитая его умершим.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на
другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они
обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что
многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с
постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на
дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с
ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
28 И пребывали там немалое время с учениками.
Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1-7). Исцеление
хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву (8-18).
Гонение на апостолов, обратное путешествие по новооснованным общинам и
возвращение в Антиохию Сирийскую (19-28).
1 Под уверовавшими Еллинами, несомненно, разумеются прозелиты -
обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее
язычникам (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против
апостолов.
2 "Раздражили...", т. е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их,
этих простосердечных представляли коварными..." (Злат. ).
"Против братьев...", т. е. не только против апостолов, но и вообще
против новообращенных последователей Христовых, большую часть которых
составляли природные иудеи, следовательно, братья по плоти
преследователям (Рим IX:3).
3 "Смело действуя о Господе..." "Это дерзновение, - говорит блаж.
Феофилакт, - происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то,
что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому
способствовало несколько и самое дерзновение апостолов..."
4 "Народ в городе разделился" В этом разделении, кажется, причина,
почему подстрекательство иудеями язычников до времени оставалось
безрезультатным!..
5 "Иудеи со своими начальниками..." - ср. XIII:15 - вероятно, с
архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем.
В стремлении к побитию камнями обнаруживается как то, что главные
руководители нападения на апостолов были иудеи, так и то, что вина
апостолов была подведена под преступление Богохульства, за которое у
иудеев полагалась этого рода казнь.
6 "В Ликаонские города, Листру и Дервию..."
Ликаония - не столько политически, сколько этнографически составляла
особую область Малой Азии, с городами - Листрой - к юго-востоку от
Иконии, и Дервией - к юго-востоку от Листры.
9 "Увидев, что он имел веру..." - увидев проницательным взором
Богопросвещенного апостола.
11 "Говоря по-ликаонски..." Что это за ликаонское наречие, сказать
трудно: одни считают его за наречие, родственное ассирийскому, другие -
за тождественное каппадокийскому, третьи - за испорченное греческое.
12 "И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием..." Почему именно этих
богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной
фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у
Овидия, Metamorph, VIII), частью - тем, что близ города был храм или
идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался
обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек
на это последнее дается и самим Дееписателем, по которому Павла сочли
Эрмием, потому что он начальствовал в слове... Возможно, что и самый
внешний облик апостолов имел здесь свое значение: Павел, как юноша
(VII:58), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его
речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего
представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава
своею степенностью вполне мог напоминать язычникам "Зевса" (Златоуст:
"мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный...").
13 "Венки..." - для украшения ими жертвенных волов, что делалось обычно
для большого угождения богам.
14 "Разодрали свои одежды..." - в знак глубокой скорби и сокрушения о
таком ослеплении народа.
15-17 Апостолы доказывают нелепость обоготворения их язычниками, уверяют
вообще в ложности языческих богов, вместо коих указывают язычникам
Единого Живого Бога, Творца всего, Который хотя и попустил всем народам
ложные пути жизни, но не лишил их возможности познать и путь истинный
(ср. Рим I:20; XI:13-36) "Не насилуя свободной воли, - говорит блаж.
Феофилакт, - Господь позволял всем людям ходить по собственному их
усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как
существа разумные, могли уразуметь Создателя...".
18 "Едва убедили..." Так сильно возбужден был народ происшедшим и так
сильна была его уверенность, что пред глазами его - боги, а не люди.
19 "Пришли некоторые Иудеи..." - из неверующих и враждебно настроенных к
Павлу и Варнаве (XIII:50 и XIV:5).
"Побивали Павла...", а не Варнаву - вероятно потому, что он, как
начальствующий в слове (12 ст. ), являлся наиболее опасным и ненавистным
врагом иудеев. Об этом, вероятно, избиении камнями апостол упоминает в 2
Кор, XI:25. Такова удивительная изменчивость и податливость массы
народной на злую речь подстрекателей. Только сейчас готовы были почтить
апостолов за богов, и сейчас же являются способными на расправу с ними,
как с завзятыми злодеями. Нельзя не отдать здесь должного и удивительной
способности подстрекателей к столь крутому перевороту народных чувств и
движений.
20 "Ученики собрались около него..." - очевидно, в намерении совершить
его погребение или вообще посмотреть, что с ним, в каком он состоянии?
"Встал и пошел в город..." Без сомнения, это укрепление телесных сил
Павла было действием чудесным, хотя Дееписатель и намекает о сем лишь
прикровенно - кратким и сильным выражением - встал и пошел!
Примечательна также здесь и твердость духа апостола, безбоязненно
возвращающегося снова в город, где только что он был подвергнут
смертельной опасности.
21-22 Из Дервии, после благоуспешной проповеди, апостолы предпринимают
обратное путешествие в Антиохию Сирийскую, через все ранее посещенные
места (XIII:1 и д. ), укрепляя верующих на готовность блюсти веру
Христову, несмотря на все гонения, скорби и испытания, составляющие для
верующих вернейший путь в Царство Небесное (Мф VII:14).
23 "Рукоположив им пресвитеров..." - предстоятелей и руководителей
каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию.
Рукоположение, т. е. возложение рук (VI:2-6), указывало важность
служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см.
XI:30).
"Помолились с постом...", как делали при всяких важных случаях (XIII:3 и
др. ).
"Предали их..., - т. е. новообращенных христиан, вместе с их
новопоставленными предстоятелями, - Господу...", т. е. Его милости,
благоволению и покровительству.
24-26 Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию - первый
город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии (XIII:13,
прим. ).
"Сошли в Атталию..." - приморский город в Памфилии, к юго-востоку от
Пергии, при впадении в море р. Катаракта. Город назван по имени Аттала
Филадельфа, царя Пергамского, которым и был построен. Отсюда апостолы
через Селевкию прибыли в Антиохию Сирийскую, откуда и вышли на первое
апостольское путешествие волею благодати Божией.
27-28 "Собрав церковь", т. е. антиохийское христианское общество,
"рассказали все, что сотворил Бог с ними..." Смиренное исповедание
апостолами силы Божией, которая все сама делала в них, а не они.
"Отверз дверь веры..." - образное выражение принятия язычников в лоно
Церкви Христовой (1Кор.XVI:9; 2Кор. II:12; Кол IV:3).
"Рассказали..." - "Чрез это, - говорит Златоуст, - устрояется великое
дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они и
приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что
тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками..."
Этим оканчивается повествование о первом апостольском путешествии к
язычникам великого Апостола языков - Павла с Варнавою.
Сколь долго продолжалось это 1-ое путешествие Павла, Дееписатель не
сообщает. Надо полагать, что около двух лет.