II Паралипоменон / Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина
Оглавление Толковой Библии под редакцией А.П.Лопухина



II Паралипоменон


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36


Глава 27
1 Двадцати пяти лет был Иоафам, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иеруша, дочь Садока.
2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить.
3 Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела;
4 и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни.
5 Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий.
6 Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего.
7 Прочие деяния Иоафама и все войны его и поведение его описаны в книге царей Израильских и Иудейских:
8 двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме.
9 И почил Иоафам с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.






Ср. 4 Цар XV:32–38).

Иоафам, 11-й царь иудейский.

1–2. Время воцарения Иоафама; продолжительность и богоугодный характер царствования. 3–4. Постройки в храме, Иерусалиме и других местностях Иудеи. 5–6. Удачная война с аммонитянами. 7–9. Заключительные замечания о царствовании Иоафама и его кончине.

1-2. Сн. 4 Цар XV:32–34. Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во 2 Пар ст. 2 имеется замечание: «только он не входил в храм Господень», т. е. не подражал отцу своему Озии (сн. XXVI:16 и д.) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали это выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.

3-4. Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и, прежде всего, храма: он построил (ст. 3) так называемые «верхние» (евр.: елийон, LXX: την ύψηλήν, Vulg.: excelsam, слав.: высокая ) ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер XX:2. См. у проф. Олесницкого . Ветхозаветный храм, с. 669) . Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2, ср. 2 Пар XXXIII:14; Неем III:20, XI:21; Ис XXXII:14). Именем Офел (собственно: холм, см. 4 Цар V:24; Мих IV:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А. С. Норова . Путешествие к св. мест. изд. 3, 1854, ч. Ill, с. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. Иос. Флав. Иуд война VI, 6, 2.

Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иосафату (выше гл. XVII:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).

5-6. Подобно же Иосафату (XX:1 гл.), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (XXVI:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как видно из относящихся к этому времени пророческих речей Исаии (Ис I–II гл. и др.).

7-9. О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в 4 кн. Царств (XV:37), 2 Пар не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2 Пар известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): «все войны его… описаны в книге царей Израильских и Иудейских» . Xотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2 Пар войны сиро-израильской с иудеями — вне сомнения.