|
|
Книга Ездры
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава
1
1 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из
уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел
объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь
Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в
Иудее.
3 Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и
пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога
Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.
4 А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему
жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с
доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.
5 И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и
левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом
Господень, который в Иерусалиме.
6 И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом,
иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного
даяния для храма.
7 И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из
Иерусалима и положил в доме бога своего, -
8 и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а
он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину.
9 И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей
двадцать девять,
10 чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других
сосудов тысяча:
11 всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это
взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в
Иерусалим.
1-4.
Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5-6,
Пожертвования освобожденным иудеям. 7-11. Выдача иудеям храмовых
сосудов. 22-23. Дата освобождения иудеев из плена.
1 Первый год Кира был первым годом господства его над Вавилоном и
совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр.
Чтение. 1696).
Это был год исполнения слова Господня из уст Иеремии, т.е. пророчества
Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена (Иер XXV и ХХIX, 10).
2-4. Указ Кира об освобождении иудеев.
Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще
встречается в Библии 2 раза: во 2 Пар XXXIV, 22-23 и 1 Езд VI, 3-5;
причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые
исследователи склонны считать указ Кира ложным документом,
сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для
этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что
Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование
Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но зги выражения будут понятны,
если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку
зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах
говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на
цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов
вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание
Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr.
Bibliothek, III, 2, S. 1201), Как видно из 2-6 ст., указом Кира были
предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину (1
Езд 1,3); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм (1
Езд II, 4; VI, 3-4); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых
из Иерусалимского храма Навуходоносором (VI, 5). Кроме того, указ
приглашал жителей всего государства (ст. 4 "все оставшиеся") к
пожертвованию в польэу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что
в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него
берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной
жизни евреев.
Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям?
Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление
божественного промышления об избранном народе. Возбудил, — говорит он, —
Господь дух Кира царя персидского {I, 1). Это божественное внушение,
однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное.
Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических
событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых
исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе
иудеев и по мотивам политическим, - было вызвано желанием Кира
обезопасить поселением в Палесшне преданных ему иудеев юго-западные
границы царства (Штаде), создать оплот против Египта и базу для
замышлявшегося уже наступления на Египет (Розенцвейг). И. Флавий (Древн
XI, 1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена
привело Кира показанное ему пророчество Исайи о его завоеваниях.
5. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться в Палестину. Но
воспользовались этим правом не все, а только те, в ком возбудил Бог дух
его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Многие,
как замечает И. Флавий {Древн. XI, 1.3), "остались в Вавилоне, не желая
бросить приобретенное".
6. Все соседи их. По-видимому, не иудеи только (Келер), но и язычники
(Гитциг), Некоторая аналогия отмечаемого писателем факта с тем, что
имело место при исходе из Египта (Исх III, 22), не дает никакого
основания, вопреки мнению некоторых авторов (Бертолет, Костерс), считать
факт измышленным в подражание рассказу бытописателя.
7. Кроме добровольных пожертвований серебряными сосудами, золотом, иным
имуществом и скотом, и дорогими вещами" (ст. 6), иудеи получили также
"сосуды храма, взятые некогда из Иерусалима (ср. 4 Цар XXIV, 13; Иер
XVII, 16; XXVIII, 6; 4 Цар XXV, 14; Иер LII, 18; Дан V, 2; Втор I, 8)
Навуходоносором и хранившиеся в одном из вавилонских храмов в качестве
трофеев победы языческих богов над Иеговой.
8. Сосуды передаются князю Иудину Шешбацару, который в 1,11 и V, 14-15
представляется главой возвращавшихся при Кире иудеев, областеначальником
в Палестине и основателем Иерусалимского храма» Но вместе с этим в
других местах ш. Ездры (II, 2; III, 2; IV, 2), в кн. Неемии (VII, 7), а
также у пророка Аггея (I, 1-14) и Захарии (IV, 9), предводителем первого
каравана иудеев, основателем дома Господня (Зах IV, 6) и правителем
Иудеи (Агг 1, 1-14) называется Зоровавель, сын Сапафиилов. Отсюда
возникает вопрос: кто был упоминаемый в 1,8.11 и V, 14-15 Шешбацар и в
каком отношении стоял он к Зоровавелю? Многие исследователи считают
Шешбацара особым лицом, отличным от Зоровавеля, и полагают, что это был
персидский чиновник, назначенный служить представителем персидской
власти в Иудее и поставленный князем иудейским (Штаде, Роэенциейг,
Сменд). По окончании своей миссии Шешбацар будто бы был отозван к
персидскому двору и место его занял Зоровавель. Другие исследователи»
также отличая Шешбацара от Зоровавеля, склонны считать его не персом,
аиудеем, Так, Мейер (Entstechung I. S. 79), Имберт, Ренан (см. у
Бертолета) отождествляет Шешбацара с упоминаемым в 1 Пар III, 16
Шенацаром, сыном Иехонии; Никель (Wiedefheret j. G. S. 50) считает
Шешбацара просто выдающимся израильтянином, может быть, отдаленным
родственником царского дома, а Селлин (SetubabeL S. 7; Bitst L I, 239;
II, 35} склонен видеть в Шешбацаре самого Иехонию. Более справедливым,
однако, нужно признать взгляд тех библиологов, которые считают Шешбацара
за одно лицо с Зоровавелем, носившим, таким образом, два имени {Евальд,
Келер, Юоенен, М. Филарет, Попов). Основания этого взгляда следующие:1)
В 1 Езд 1,8 Шешбацар называется "князем иудейским". Следовательно, он
был иудеем и именно потомком Давида. А в период возвращения иудеев из
плена потомком Давида, как видно из 1 Езд III, 2.8; V, 2; Агг 1,14; II,
2, был только Зоровавель, с которым поэтому и нужно отождествлять
Шешбацара. 2) В 1 Езд 1,11 о Шешбацаре сообщается» что он отправился
вместе с переселенцами из Вавилона в Иерусалим, а в V, 5, что он положил
основание дома Божьего. Та же самая деятельность усвояется в 1 Езд II,
2; III, 8; Зах IV, 9 Зоровавелю — Очевидно, библейские писатели считают
Шешбацара и Ездру (так в тексте - Ред) за одно лицо, 3) В1 Езд V,14
Шешбацар называется pecha, а у Агг. 1,1.14; II, 2 этот титул и для того
же самого исторического момента усвояется Зоровавелю. Что касается
значения приведенных имен, то оно не совсем ясно. Имя Зоровзвель,
вероятно, происходит от евр. zeru и babel и означает в русском переводе
"рожденный в Вавилоне". Имя Шешбацар (2 Езд II, 12 — Сананассар)
считается или вавилонским — Sin-bal-usur или Samas-bal-usur, Самас, Син
защищает сына — или персидским (Риссель, Кепер). Об обычае давать по два
имени известно и из кн. Даниила.
9-11 Указывается число сосудов (евр. обозначения их не впсшне ясны),
возвращенных иудеям через Мифредага, хранителя сокровищ. Общее число
сосудов в ст. 11 определяется цифрой 5400. Но если стожить цифры,
которыми в ст. 9-10 обозначаются отдельные виды сосудов
(30+1000+29+30+410+1000), то получится общая сумма их не 5400, а только
2 499. Ввиду такого несоответствия суммы и слагаемых одни исследователи
(Берто, Никель), основываясь на свидетельстве 2 Езд II, 13-14, считают
ошинбочными цифры отдельных видов сосудов, а другие (Кейль) предполагают
погрешность в обозначении обшей суммы сосудов. Возможно, однако,
обойтись и без этого предположения погрешостей в тексте. В ст.11, можно
думать, указывался количество, составившееся не только из сосудов,
сданных Мифредатом, а и из тех, которые пожертвованы были частными
лицами. Отсюда и произошло то, что цифра ст. 11 не соответствует сумме
цифр ст. 9-10.