|
|
Книга пророка Даниила
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
10
1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который
назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой
силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я
не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой
реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную
одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие
светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас
речей его - как голос множества людей.
7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не
видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы
скрыться.
8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не
осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во
мне бодрости.
9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в
оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани
рук моих.
11 И сказал он мне: `Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я
скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне'. Когда
он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
12 Но он сказал мне: `не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил
сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим,
слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.
13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но
вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там
при царях Персидских.
14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в
последние времена, так как видение относится к отдаленным дням'.
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и
онемел.
16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст
моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною:
`господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и
не стало во мне силы.
17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином
моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне'.
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня
19 и сказал: `не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!' И
когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: `говори, господин мой;
ибо ты укрепил меня'.
20 И он сказал: `знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я
возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот,
придет князь Греции.
21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет
никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
1.
Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2-3. Состояние пророка
пред видением. 4-10. Время видения, его обстановка и состояние при этом
пророка и его спутников. 11-21. Содержание откровения.
1. По своему характеру откровение была совершенная истина; оно являлось
сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету
оно - откровение великой скорби ("силы").
2. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в
посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у
иудеев праздничною пищею (Быт 27:25; Ис 22:13), и не умащал себя
благовонным маслом, что было знаком радости (Еккл 9:8; Ис 61:3; Ам 6:6).
Так проводил пророк три недели первого месяца (ст. 4), т. е. Нисана,
следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как
можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ст. 12, пророк
Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем
народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария
Мидянина (9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное
состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего
хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после
возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не
нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник (1 Езд 3:1-2), они
приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики
народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе
(1 Езд 3:12-13), а немного спустя радость и совсем должна была
исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить
против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма (1
Езд 4:1-5). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по
освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным
образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни
скорбь своих соотечественников.
4. Вид явившегося Даниилу мужа напоминает вид Сына Человеческого (Откр
1:13-15), почему некоторые и считают его лицом Божественным. Но как
видно из ст. 11, явившийся - один из служебных духов, а вся его речь
(ст. 11-12) напоминает, точнее, воспроизводит слова Архангела Гавриила
(9:21-22), ввиду чего и возможно отожествление мужа настоящего видения с
этим последним.
7. Спутники пророка самого видения не видели, но слышали, вероятно,
необыкновенный голос явившегося (ст. 6) и, чувствуя близость небесного
посланника, в ужасе разбежались.
8. Сам пророк чувствовал себя внутренне как бы совершенно пораженным. Из
состояния оцепенения его вывело прикосновение руки явившегося; но и
после этого он был в состояли только едва приподняться на колени,
держаться в полу-стоячем положении, опираясь о землю руками и коленами.
11. Еще в первый год Дария Мидянина Ангел возносил пред Богом горячую
молитву пророка Даниила об освобождении иудеев из плена (Дан 9:4-19);
теперь, в 3-й год Кира тот же Ангел повергал пред престолом Божиим
горячую молитву пророка о том, что сокрушало его, - об улучшении
бедственного состояния переселенцев. О том же самом ходатайствовал со
своей стороны Михаил, "князь иудейский". И это соединенное
предстательство было услышано Богом с первого же дня. Но исполнению
просьб Ангела и князя Михаила противится "князь царства персидского",
действующий в пользу своего народа. "Князь царства персидского", -
охранитель мидо-персидских интересов, противится исполнению Богом
молитвы Даниила потому, что с исполнением обетовании о спасении евреев и
основании на земле Царства Божия тесно связано умаление и сокрушение
власти боговраждебных народов (Зах 1:11-12). С этой стороны противление
духа хранителя мидо-персидского царства аналогично клевете сатаны на
первосвященника Иисуса (Зах 3:1-3). Перевес в духовной борьбе между
представителями воинства небесного не склонялся ни в ту, ни в другую
сторону; и молитва пророка не могла быть удовлетворена; даже теперь
Ангел удаляется, чтобы бороться с князем персидским (ст. 20). Речь
Ангела, разъясняя причину тех противодействий, которые встречали Иудеи
со стороны персидского правительства при построении храма, доставляет
пророку Даниилу и утешение, поскольку раскрывает, что за благо иудеев
борется и он, Архангел Михаил.
14. Не имея однако возможности выполнить молитву Даниила: борьба с
князем царства персидского не окончена и в будущем предстоит ее
продолжение (ст. 20), Ангел обещается открыть пророку судьбу его народа
в отдаленные времена. Насколько можно догадываться по ст. 20, под ними
разумеется период греко-македонского владычества ("придет князь
Греции"). Изложению истории этого последнего в его отношениях к
богоизбранному народу и посвящено откровение 11 гл.