|  | 
|  | 

IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
		
		
Глава 
		12
		1 В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. 
		Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 
		2 И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе 
		наставлял его священник Иодай; 
		3 только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на 
		высотах. 
		4 И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в 
		дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу 
		по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом 
		Господень, 
		5 пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть 
		исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение.
		
		6 Но как до двадцать третьего года царя Иоаса священники не исправляли 
		повреждений в храме, 
		7 то царь Иоас позвал священника Иодая и священников и сказал им: почему 
		вы не исправляете повреждений в храме? Не берите же отныне серебра у 
		знакомых своих, а на починку повреждений в храме отдайте его. 
		8 И согласились священники не брать серебра у народа на исправление 
		повреждений в храме. 
		9 И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и 
		поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом 
		Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все 
		серебро, приносимое в дом Господень. 
		10 И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и 
		первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное 
		в доме Господнем; 
		11 и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ, 
		приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и 
		строителей, работавших в доме Господнем, 
		12 и на делателей стен и на каменотесов, также на покупку дерев и 
		тесаных камней, для починки повреждений в доме Господнем, и на все, что 
		расходовалось для поддержания храма. 
		13 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей, чаш для 
		окропления, труб, всяких сосудов золотых и сосудов серебряных из 
		серебра, приносимого в дом Господень, 
		14 а производителям работ отдавали его, и починивали им дом Господень.
		
		15 И не требовали отчета от тех людей, которым поручали серебро для 
		раздачи производителям работ, ибо они действовали честно. 
		16 Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не 
		вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало. 
		17 Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, 
		и взял его; и вознамерился Азаил идти на Иерусалим. 
		18 Но Иоас, царь Иудейский, взял все пожертвованное, что пожертвовали 
		храму Иосафат, и Иорам и Охозия, отцы его, цари Иудейские, и что он сам 
		пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и 
		дома царского, и послал Азаилу, царю Сирийскому; и он отступил от 
		Иерусалима. 
		19 Прочее об Иоасе и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей 
		Иудейских. 
		20 И восстали слуги его, и составили заговор, и убили Иоаса в доме Милло, 
		на дороге к Силле. 
		21 Его убили слуги его: Иозакар, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры; и 
		он умер, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился 
		Амасия, сын его, вместо него.
1-17. 
		Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 
		17-18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19-22. Смерть Иоаса.
		
		1-5. (евр. 1-6). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: 
		относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты 
		культа, так как, подобно, напр., Асе (3 Цар XV:14) Иоас не решался 
		отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие 
		его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник 
		Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался 
		влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском 
		царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти 
		Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма (2 Пар XXIV:17-22). Но первые 
		шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, 
		пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах 
		поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией (2 Пар XXIV:7), Иоас 
		узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения 
		употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, 
		достигшего 20 лет и поступающего в исчисление (Исх XXX:13); 2) выкупные 
		деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы 
		при храме (Исх XXVII:2 и сл. ), равно и выкуп за первородных животных, 
		принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму (Исх XXV:2; XXXV:5, 
		21; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от 
		священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный 
		сбор и для этого обойти все города иудейские (2 Пар XXIV:5).
		
		6-16. (евр. 7-17; ср. 2 Пар XXIV:6-14). Но ни священники (ст. 6), ни 
		левиты (2 Пар XXIV:5) не показали особенного рвения и точности в 
		исполнении царского приказания, и царь должен был, совместно с 
		первосвященником Иодаем, решиться ввести иной порядок сборов на 
		предполагаемый ремонт храма, именно: устроить во дворе храма особую 
		кружку (евр. apoн, LXX: kinwton, Vulg. : gazophylacium, ст. 9, евр. 10) 
		для сбора всех пожертвований на реставрацию храма (в ст. 7 евр. бедек, 
		"повреждения", у LXX: tu bedek, слав. ведек) со строгой отчетностью о 
		собираемых суммах (ст. 10, евр. 11) и аккуратной передачей собранного на 
		покупку деревянных и каменных материалов и на уплату работникам (12, 
		14). Подобная кружка после была поставлена и вне храма (2 Пар XXIV:8; 
		ср. Лк XXI:1-4). Кроме общих поправок в храме, сделаны были новые 
		принадлежности храмовой утвари (ст. 13 ср. 2 Пар XXIV:14), сн. 3 Цар 
		XII:50. Только деньги, поступавшие в храм при жертвах греха и вины (Чис 
		V:8; Лев V:16), составляли неотъемлемую собственность священников (ст. 
		16, евр. 17).
		
		17-18. (Евр. 18-19). Нашествие Азаила сирийского (ср. VIII:12) на Иудею 
		и Геф (ср. 3 Цар II:39), вероятно одновременное с нашествием его на 
		Израильское царство при Ииуе (X:32) или при Иоахазе (XIII:3), было 
		наказанием Божиим Иоасу за неверность Иегове после смерти Иодая и за 
		убийство Захарии (2 Пар XXIV:23-24 сн. 17-22). Только тяжкой 
		контрибуцией Азаилу, заимствованной Иоасом, по примеру Асы (3 Цар 
		XV:18), из сокровищниц храма и царского дворца, Иоас спас Иерусалим, 
		потерпев, однако, ранее несколько поражений и опустошения страны от 
		сирийских войск (2 Пар XXIV:23-24).
		
		20-21. Иоас после сирийского нашествия, вероятно, раненый, впал в тяжкую 
		болезнь (2 Пар XXIV:25), а вскоре на жизнь его сделан был заговор 
		партии, мстившей ему за кровь сынов Иодая, и он убит в Милло (ср. 3 Цар 
		IX:15) на пути к неизвестной местности Силла (у 70-ти: Sela, Vulg. : 
		Sella, слав. : Саала, ср. Onomast. 850). Он был лишен чести погребения с 
		царями, тогда как благочестивый и оказавший много услуг государству 
		иудейскому первосвященник Иодай был погребен в царских гробницах (2 Пар 
		XXIV:25, 16).
