|
|
II Иоанна
Второе послание Иоанна Богослова, подобному третьему его посланию, а
также посланию Ап. Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так
называемым "пререкаемым" (antilegomena) писаниям, как свидетельствуют о
том Ориген (у Евсевия, Ц. Ист 6:25), блаж. Иероним ("О знаменитых муж. "
гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. 3:25). При этом из творений Евсевия и блаж.
Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми
приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием
(у Евсевия, Ц. И. 3:39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали
также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у
блаж. Иеронима "О знаменит. муж. ", гл. IX). На этом основании и многие
новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру
Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний
апостольских (XII:12, 25; 15:37). Поводом к сомнениям в апостольском
происхождении послания служили частью краткость послания и
малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу -
"избранной госпоже и детям ее" (ст. I), частью отсутствие имени Апостола
в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но
неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в
Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви
в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями
отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других
представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и
евангелисту Иоанну.
Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней
Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика самого Ап.
Иоанна, приводит слова 2Ин. ст. 7, 8, 10-11 (о лжеучителях и воспрещении
общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. 3:16,
8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно
апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у
Евсевия, Ц. И. 7:25) и Ориген (у Евсев. Ц. И. 6:25) признают 2 Иоанна
писанием св. Апостола Иоанна.
К тому склоняются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. 3:5. Ц. Ист. 2:23) и
блаж. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя сирский перевод Пешито не
имеет этого послания однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное.
Самый дух и характера послания и заметное, несмотря на его краткость,
сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать
читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви.
Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на
соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47)
устраняет всякие сомнения в написания послания св. Апостолом и
евангелистом Иоанном Богословом.
Кто была eklekth kuria, избранная госпожа, в которой с ее детьми
первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений
о том не имеется. Если одни (напр., св. Афанасий Великий) считали имя
Кириа собственным именем какой-л. малоазийской диакониссы, другие -
греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сербское Марта по значению равно
греч. Kuria), иные же (вслед за Климентом Александрийским) считали таким
собственным именем eklekth и считали эту христианку вавилонянкою,
тожественною будто бы с упомянутою в 1Пет. 5:13, то все это - чистые
предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя
христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им
через это послание. Не представляется возможным принять мнение Климента
Апекс. и блаж. Иеронима, разумеющих под "избранной Госпожой" Церковь -
как у Ап. Петра (1Пет. 5:13). Такой аллегоризм в адресе послания едва ли
допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением
его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием
обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и
признан за ним всею Церковью. По времени написания второе послание
должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни
св. Иоанна Богослова. Место написания - город Ефес.